• MBA
  • Блог
Личный кабинет
Перестаньте говорить «Я занят»

Перестаньте говорить «Я занят»

Узнайте, что вместо этого говорят успешные люди
15886

Советы Гэри Бернисона, генерального директора глобальной консалтинговой компании Korn Ferry.

«Я очень занят» — три маленьких слова, которые мы часто говорим, чтобы отклонить чье-то приглашение. Конечно, эта фраза имеет смысл: время — самый ценный товар, потому что, в отличие от денег, мы не можем его приумножить. Но в реальности все всегда чем-то заняты. Когда для вас «я занят» означает «я действительно завален делами», для другого человека это звучит как «то, что я делаю, важнее тебя». В результате атмосфера вокруг вас быстро становится токсичной.

Сила хорошего оправдания

Группа исследователей из Гарвардской школы бизнеса недавно выяснила, как отказ от социальных или профессиональных приглашений влияет на наше межличностное восприятие и поведение. В эксперименте они попросили 300 работающих взрослых рассмотреть такую ситуацию: вы пригласили друга на ужин, а друг отказался. Некоторым участникам исследования сказали, что их друг использовал деньги в качестве оправдания («у меня сейчас нет денег»),
некоторым — что отказ был мотивирован занятостью («у меня нет времени»), а остальные не услышали никакого оправдания.

Испытуемые сочли отсутствие денег наиболее надежным поводом для отказа по сравнению с отсылкой к занятости или отсутствием каких-либо объяснений. Отчасти это связано с тем, что безденежье воспринимается как обстоятельство, на которое их друг может повлиять меньше всего в отличие от других причин. Это исследование дает ценное представление о том, как защитить свое личное пространство и время, не заставляя других людей сомневаться, ценим ли мы отношения с ними.

Эффективные альтернативы фразе «Я занят»

В ситуациях, когда деньги не являются подходящим оправданием, вместо «нет времени» лучше сказать, что у вас нет энергии. Потому что энергия воспринимается как более честная и менее контролируемая причина. Вот еще несколько эффективных способов вдумчиво сказать «нет» без вреда для отношений с другим человеком:

1. Расскажите, чем вы загружены

Пусть оппонент знает, что у вас происходит. Только не ройтесь в своем грязном белье и не рассказывайте обо всем, что сделали в этот день и что еще предстоит сделать. Просто поделитесь значимыми достижениями и обязательствами, которые вам предстоит выполнить. Ваша цель — направить разговор от неловкости к чему-то приятному. Рассказывая другим, что вы делаете (даже если это не связано с работой), вы помогаете им узнать вас лучше. Пригласите собеседника также поделиться своими задачами и успехами.

Смотрите также: Основные методы убеждения

2. Примите приглашение, но в другой раз

Этот метод особенно эффективен, когда вы отклоняете приглашение начальника. Например: «Я должен выполнить задачи 1,2 и 3, но все равно хотел бы встретиться. Мы можем запланировать это на следующую неделю, когда обстановка на работе немного успокоится?».

Таким ответом вы продемонстрируете свою трудовую этику, а босс не подумает, что вы пытаетесь уклониться от встречи с ним. Более того, начальство будет приятно удивлено, когда узнает о вашей занятости (только если вы не отклоняете приглашения руководства каждый день).

3. Будьте честны, протяните руку помощи

Честность и искренность могут увеличить ваш «рейтинг симпатичности» в коллективе. Пусть ваш коллега точно знает, что вы чувствуете (но соблюдайте профессиональные границы, не делитесь слишком личным). В зависимости от того, какого рода приглашение вы получили, используйте варианты ответа:

  • «Я не могу участвовать в мозговом штурме, потому что у меня есть несколько задач с крайним сроком выполнения. Я их еще не сделал и, честно говоря, нахожусь в цейтноте. Вы не против, если я пришлю свои идеи завтра утром?».
  • «На следующей неделе я не смогу прийти на ваше мероприятие, потому что у меня есть планы на ужин в этот вечер. Я уже дважды переносил его, и не могу сделать это снова. Но я знаю нескольких коллег, которые захотят посетить мероприятие. Могу пригласить их вместо себя?».

Нужно показать, что вы доверяете вашему визави достаточно, чтобы быть честным, и заботитесь о нем, предлагая поддержку.

4. Просто скажите «да»

Давайте посмотрим правде в глаза: мы никогда по-настоящему не выходим из детского возраста. Мы хотим, чтобы нас любили и принимали. Хотим иметь то, что есть у других. Иными словами, мы хотим выделяться и побеждать. 

Но это не все. Вредно думать только о себе и быть всегда недоступным — это лишь повредит вашей карьере. Когда кто-то просит принять участие в чем-то, он хочет знать, считаете ли вы его достойным вложением своего времени. И иногда самое лучшее, что можно сделать, это сказать «да».

По материалам cnbc.com


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!